"Не так страшен черт, как его малюют" или что такое Интерпол

Добро пожаловать на наш форум!

Спасибо за посещение нашего сообщества. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы получить доступ ко всем функциям.


Gibby

Автор
Команда проекта

Регистрация
Сообщений
1,687
Репутация
46
Сделок
0.png
Одним из инструментов экстерриториального преследования правоохранительным органом определенного лица является сотрудничество в рамках Международной организации уголовной полиции, которую принято сокращенно называть Интерпол (далее Интерпол/Организация).
Интерпол - это международная организация со штаб-квартирой в городе Лион (Франция), в которую входят 194 государства-участника. Основной её целью является обеспечение доступа правоохранительных органов государств-участников к сведениям о совершенных преступлениях и о лицах, подозреваемых в их совершении, а также техническая поддержка в процессе ведения информационных баз и доступа к ним.

В отличие от навеянного разными фильмами образа, Интерпол не является надгосударственным правоохранительным органом, не осуществляет самостоятельных расследований преступлений, а следовательно и не имеет собственных силовых подразделений для задержания разыскиваемых лиц, групп реагирования , маски шоу и тп. Полиция, состоящая из следователей и аналитиков, которые занимаются поиском людей. По сути, главная функция Интерпола — составление и поддержка разных баз данных, которыми могут пользоваться правоохранительные органы по всему миру. У Интерпола есть базы преступников, украденных и фальшивых документов, отпечатков пальцев, ДНК, угнанных автомобилей, похищенных предметов искусства и оружия, так называемое аналитическое бюро, которое собирает данные о людях которые находятся в международном розыске. По большому счету, это банк данных. Одной из основных задач этой сети является публикация списка лиц (изредка - предметов), которым присвоены так называемые "notices" (карточки), которые, в зависимости от цели публикации, маркируются разными цветами:

  • «красная карточка» – розыск подозреваемого/обвиняемого/осужденного для экстрадиции;
  • «желтая карточка» – розыск лиц, пропавших без вести;
  • «голубая карточка» – сбор сведений о лице, его местонахождении в интересах уголовного производства;
  • «черная карточка» – неопознанные трупы;
  • «зеленая карточка» – потенциальные преступники, рецидивисты и т.д.;
  • «оранжевая карточка» – предупреждение о серьезной угрозе собственности или здоровью людей;
  • «фиолетовая карточка» – преступные схемы, орудия преступления и т.д

Однако наиболее популярна именно "красная карточка", которая предполагает необходимость установления местонахождения и ареста разыскиваемого лица для дальнейшей экстрадиции или иных юридических действий такого плана. Конечно, один лишь факт присвоения лицу соответствующего статуса в базе Интерпола не является утверждением его виновности в совершении преступления, поскольку он лишь свидетельствует, что одна из стран-участниц организации приняла решение о его аресте. Однако именно "красная карточка" может создать для своего "обладателя" серьезные проблемы, к примеру как неожиданно одетые наручники прямо в терминале аэропорта, поэтому именно ей стоит уделить особое внимание.

Важно, что правоохранительный орган, который подает запрос в Интерпол о присвоении лицу "красной карточки", вправе сам определить уровень ее публичности. Поэтому запись в отношении определенного лица может отображаться на сайте Организации или же быть доступной только для правоохранительных органов других государств. Учитывая, что Интерпол не осуществляет самостоятельное расследование, у него отсутствует прямая возможность оценить достаточность доказательств вины лица для объявления его в международный розыск, правоохранители нередко злоупотребляют инструментами Интерпола ради достижения собственных, не совсем законных целей. Как показывает практика, объявление лица в международный розыск (даже при отсутствии достаточных доказательств его вины) может стать основой для дальнейшего давления на него.

Так же в практике было очень много таких случаев , что человек был в базе Интерпола , числился в розыске , но спокойно передвигался по стране так как местные силовые структуры его не искали , у них даже не было ориентировки . Такое может часто встречаться в странах СНГ , так как работа Интерпола в этих странах осуществляется на поверхностном уровне , мягко говоря .

В то же время Организация не ограничена в процессе принятия решений исключительно информацией, предоставляемой ей правоохранительными органами запрашивающих государств, а может учитывать также информацию, предоставленную разыскиваемым лицом. Способом донесения Интерполу такой информации является коммуникация с Комиссией по контролю файлов Интерпола (далее - Комиссия).

Основной задачей комиссии является контроль за тем, чтобы все операции с персональными данными, которые осуществляются в рамках деятельности Интерпола, строго соответствовали правилам Организации. Чаще всего возникают вопросы соответствия действий Организации статьям 2 и 3 Конституции Интерпола. Упомянутые статьи касаются соблюдения принципов Всеобщей декларации прав человека, а также невмешательства организации в политические, военные, религиозные и расовые дела государств.
Кроме этого, Комиссия изучает и принимает решения об информационных запросах, запросах на исправление или удаление данных в отношении лица в системе Интерпола.

В связи с этим лицо может обратиться в Комиссию, чтобы узнать, есть ли относительно него в Информационной системе Интерпола любая информация (наличие карточек). На такой запрос можно получить ответ о наличии/отсутствии сведений, и, если такие сведения имеются, то (с учетом определенных ограничений, устанавливаемых государствами-участниками Организации) какие именно. Если же лицо считает, что отнесение его к списку разыскиваемых лиц состоялось с нарушениями правил Организации, оно вправе обратиться с запросом на корректировку или удаление информации о нем, предоставив при этом доказательства такого нарушения.

Хотя Комиссия зарекомендовала себя как орган, который открыт и готов к сотрудничеству, она все же установила ряд требований к оформлению и содержанию запросов. В связи с этим для увеличения шансов на успех, подготовку запросов и дальнейшую коммуникацию с Комиссией стоит поручить адвокатам с соответствующим опытом.

Касательно процесса рассмотрения запросов он имеет следующий вид. Сразу после получения запроса Комиссия уведомляет об этом заявителя и, в отдельных случаях, может попросить предоставить дополнительную информацию, касающуюся его уголовного производства. После того как она исследовала обстоятельства, изложенные в запросе, она сообщает лицу о признании такого запроса приемлемым или неприемлемым. Обычно это происходит в течение одного месяца после подачи запроса. И, напоследок, если запрос все же будет признан приемлемым, комиссия рассматривает его в течение 9 месяцев и принимает окончательное решение. После вынесения решения Комиссия в течение одного месяца передает его на выполнение Генеральному секретариату Интерпола, где оно подлежит исполнению в течение двух месяцев.

Не таким распространенным, но не менее действенным, является направление в Комиссию так называемого "предварительного запроса". Часто случается так, что, еще не будучи внесенным в розыскные списки Интерпола лицо, из-за наличия резонансного или политически мотивированного уголовного производства, инфицированного в его отношении, допускает такое внесение. Учитывая этот факт, оно вправе обратиться в Комиссию на опережение.
В таких запросах, обычно, подаются доказательства того, что досудебное расследование в отношении лица осуществляется с нарушением общих прав человека, а внесение сведений о нем в базы Организации приведет к нарушению вышеупомянутых статей 2 и 3 Конституции Организации.

Следовательно, если правоохранительные органы обратятся в Интерпол с требованием отнесения лица в списки "красной карточки", Комиссия будет иметь в своем распоряжении не только предоставленную правоохранителями информацию, но и учитывать сведения от лица, которое планируется объявить в международный розыск. В таком случае шанс принятия Комиссией более обоснованного решения значительно выше.

Вместе с тем подачи вышеупомянутых запросов в Комиссию не несут рисков использования изложенной в них информации против лиц, что их подали, ведь все файлы Комиссии являются конфиденциальными и не сохраняются в информационной системе Интерпола.

В заключение стоит отметить, что отнесение лица к красным спискам Интерпола может создать для него ряд неприятных последствий, начиная с проблем при получении визы и заканчивая фактическим задержанием. Однако проактивная позиция такого лица вместе с квалифицированной помощью профессиональных адвокатов будет способствовать предотвращению и решению таких проблем.
 
Сверху